Публичное выступление: держим паузу
Никакой суеты! С этим должна сочетаться основная стойка оратора. Особенно поначалу, когда устанавливаются отношения с залом, когда любое лишнее движение будет подсознательно трактоваться публикой как волнение.
Правило такое. Вы выходите в зал, фиксируетесь на главном месте в стойке оратора и делаете паузу. В паузе ведете себя как человек-скала, как памятник самому себе. Никаких заигрываний, ужимок, подергиваний плечами, сжиманий кистями, поигрыванием пальчиками, движений губами, постукиваний ногами. Это исключаем! Наоборот. Вы – человек -скала! Сила, уверенность, собранность. И обязательно перед началом выступления делаем паузу.
Зачем нужна пауза?
Какую роль она выполняет? Почему бы и не сразу начать говорить? Пауза выполняет очень важную функцию. Во-первых, она привлекает и захватывает внимание публики. И даже если вы в середине выступления сделаете паузу, внимание зала вернется к вашему выступлению. Во-вторых, в паузе, собственно, и происходит так называемая «постановка на публике», то есть окончательно устанавливаются отношения между оратором и аудиторией, «кто главный» – оратор говорит, публика слушает. Конечно, пауза, это испытание для нервов оратора. Но если вы прошли это испытание, публика вас зауважает. Аудитория примет ваше право быть лидером на время этого выступления.
Сколько по времени должна продолжаться пауза?
Давайте ее оценим на примере театра. Перед началом спектакля в театре всегда происходит некая суета в зале, шумок, обсуждение программок, шуршание оберток. Все уже сидят, но внимание зала еще рассеянное. И представьте себе такую картину. Занавес открывается, на сцену направляется свет, и мы видим человека, стоящего в нашей основной стойке оратора лицом к залу и держащего паузу. И чем больше артист, тем больше у него пауза…
Что будет происходить с публикой? Постепенно она затихнет и соберет внимание на этом актере. Тех, кто еще не готов, соседи будут подталкивать – тихо, ш-ш-ш, уберите конфеты, уже началось… Внимание театральной публики будет собираться по нарастающей параболе. И через некоторое время установится максимум – пик внимания публики. В театре наступит мертвая тишина с полным вниманием зала к тому, что будет дальше.
Это напоминает один из сюжетов популярного Журнала "Ералаш".
Весна. Мальчик стоит в луже. Лужа большая, глубокая. Вокруг собирается несколько взрослых и спрашивают: "Мальчик, зачем ты здесь стоишь, простудишься!?" Он стоит и молчит – держит паузу. Вокруг мальчика уже много людей, задающих вопрос: "Мальчик, зачем ты здесь стоишь, что ты стоишь, простудишься, что, зачем, простудишься…" Он невозмутимо стоит и держит паузу. Уже толпа недоуменных взрослых протягивает к нему руки и интересуется: "Мальчик, зачем ты здесь стоишь, простудишься, что, зачем, что ты здесь стоишь, что ты здесь стоишь…!!!???" И, наконец, со словами: «А вот оно что!», ребенок подпрыгивает и с шумом приземляется в середине лужи. Из-под его ног вырывается фонтан брызг. Он дождался своего звездного часа – все прохожие мокрые. Вот это крепкие нервы у мальчика! Он просто так не расходует свою энергию. Он собрал внимание, выдержал паузу, и кпд его хулиганских действий стало гораздо выше!
Так же и на публике. Вы выйдите, зафиксируетесь в основной стойке оратора, сделаете паузу – и все внимание зала будет обращено на вас: "И что ты здесь стоишь? И что ты здесь стоишь?? И что ты здесь стоишь???".. И высший пилотаж – на пике внимания. Речь у меня тут! И звучат ваши первые слова. Если это Большой театр, то время от появления до пика внимания публики я оцениваю примерно в 12-15 секунд. Если это обычный конференц-зал на пятьдесят человек, то время максимума внимания будет около 5-7 секунд. На это время и необходимо ориентироваться. Если аудитория совсем маленькая, можно сократить паузу и до 3-х секунд, но пауза должна быть!
Если пауза передержана, то что будет происходить с публикой?
Правильно, когда пик внимания пройден, оно неизбежно будет ослабляться и опять пойдет шумок:"А что такое? А чего они? Они что, прикалываются над нами?" Поэтому хорошему оратору важно чувствовать время и начинать говорить на пике внимания!
Что делать в паузе?
Сама пауза также не должна быть пустой. Пустая пауза разочаровывает зрителей. Она должна быть заполнена внутренней жизнью. Есть история про Константина Сергеевича Станиславского, который на актерском тренинге давал задания своим ученикам просто держать паузу на сцене перед зрителями. Почти все не выдерживали, улыбались, хихикали, мялись на месте, играли мимикой лица. И, наконец, Станиславский вышел сам и стал внимательно смотреть в зал – и все студенты почувствовали заполненность, значение паузы, ощутили его внутренние размышления. Он молча смотрел в зал две минуты, и аудитория не скучала – насыщенная пауза держала внимание.
Поэтому правило такое. В паузе вы собираете взгляды людей из разных секторов зала, оцениваете их готовность, думаете об их лицах и внутреннем состоянии:"Так, ну что, готовы или нет? Что у нас здесь? Хорошо. А кто у нас тут? Ладно. А на галерке? Пока не все еще в порядке…" Внешне ничего специально демонстрировать не надо – это приведет к фальши. Только внутренняя работа делает паузу насыщенной, а не пустой.
Помните, что вы должны находиться в состоянии Хозяина зала. А чем занимается Хозяин по жизни? Делом. И вот он вышел на сцену и у него есть дело – он выбирает для своего дела людей. Хозяин – хороший психолог, поэтому он наблюдает и оценивает: кто ему подойдет, а кто нет, с кем можно сварить кашу, а с кем только компот, кого взять на работу, а кто не потянет. И тогда пауза становится многозначительной и насыщенной. Секрет такой паузы – в концентрации внимания на людях в зале.
Дмитрий Устинов - бизнес-тренер, практический психолог, ведущий открытых и корпоративных тренингов и семинаров |
Открытые мероприятия |
||
---|---|---|
пт, 1 Августа, 2025 - 17:00Киев |
Ораторское мастерство. Психология уверенных выступлений. Актерское мастерство. Практикум Контакт, Психологический центр |
6200 грн |
Комментарии
Отправить комментарий